Старый собор и спасение иммигрантов
Первый Собор Святого Патрика (St. Patrick’s Old Cathedral) в Нью-Йорке появился в 1805-1815 годах. Это было не известное здание на 5 авеню, а небольшой собор на Mulberry Street между улицами Prince и Houston. Он и сейчас находится там же. На момент строительства, которое длилось 6 лет, это был самый большой собор в городе. За год до окончания строительства собора папа Римский Пий VII назначил Нью-Йоркского епископа — ирландского монаха Доминиканского ордена Джона Конноли. Он был ирландцем ,как и два последующих. Только четвертым епископом стал человек, рожденный в Нью-Йорке, но и у него были ирландские корни.
В те времена в городе шла борьба между протестантами и католиками. Первые горожане были в основном протестантами, но с 19 века ситуация стремительно меняется — город заполоняют иммигранты из Ирландии, Германии и других европейских стран. В первые три десятилетия 19 века население города увеличивается вдвое.
Это привело к тому, что между протестантами (старыми жителями) и католиками (новыми иммигрантами) стали возникать ожесточенные стычки. Собор превратился из обычной церкви в место, где католики могли защищаться от местных банд — поэтому его обнесли высоким каменным забором.
Но поскольку несмотря на не совсем теплый прием, количество эмигрантов-католиков росло и росло, в 1853 году архиепископ Джон Джозеф Хьюз принял решение построить новый собор — тогда и выбрали это место на 5 авеню. Его идею назвали «глупостью Хьюза»: ведь место, выбранное для строительства, находилось далеко за городской чертой. Но архиепископ верил — город будет расти и вскоре собор окажется в самом сердце Нью-Йорка. Так в итоге и вышло.
Католический долгострой
Первый камень собора заложили в 1858 году, но пришла Гражданская война и стало не до строительства. Закончили собор в итоге аж через 20 лет. Собор имеет форму латинского креста, занимает целый квартал и может вместить одновременно до 2200 человек. Здание выстроили из белого и коричневого мрамора, добытого в Нью-Йорке и Массачусетсе.
Сначала собор, правда, был без шпилей. Башни на нем установили лишь спустя 10 лет после его открытия. Благодаря этим стометровым шпилям наверху Собор Святого Патрика стал одним из самых высоких зданий города (сейчас в это тяжело поверить, глядя на окружающие его небоскребы).
Изюминки собора
В соборе — несколько часовен — Богоматери, Иоанна Крестителя и Святой Елизаветы. Последние две строили итальянские мастера. Внутри также можно увидеть бюст Иоанна Павла II и Пьету, созданную выдающимся скульптором Уильямом Ордвеем Партриджем, в три раза превышающую по своим размерам знаменитую Пьету Микеланджело в соборе Святого Петра в Ватикане. Два алтаря собора — алтарь святого Михаила и алтарь святого Людовика — архитекторы заказали ювелирной фирме Тиффани.
Главные ворота собора, которые выходят на 5-ю авеню — бронзовые и весят более 18 тонн. На них изображены святые, в том числе и первая канонизированная католической церковью американка Элизабет Энн Сетон. Внутри собора расположена ее бронзовая статуя и алтарь.
Первого органа собору пришлось ждать почти век — его установили в 1879-м. Сейчас здесь два органа, число органных труб достигает девяти тысяч.
На колокольне собора — 19 колоколов, причем все разные и у каждого есть свое имя. Самый большой колокол, конечно же, зовут Святой Патрик, он весит больше трех тонн. Есть колокола Святой Михаил, Святая Анна, Елизавета и Елена. Самым известным звонарем собора был житель соседнего штата Нью-Джерси Монтелл Таулмин — он звонил в колокола 44 года. В 1952 году колокола электрифицировали.
Останки раба среди епископов и латиноамериканская Мадонна
В соборе есть и свои захоронения. Так, в крипте под алтарем похоронены Нью-Йоркские архиепископы. Среди них есть и неожиданное захоронение — могила человека, не имеющего отношение к церковной иерархии. Pierre Toussaint был рабом, его привезли в Нью-Йорк с плантаций на Гаити. Здесь его хозяйка умерла, Пьер получил свободу и стал парикмахером. Он был первым черным филантропом Нью-Йорка. После смерти его похоронили на кладбище около старого Собора Святого Патрика, но после перенесли останки с кладбища в скрипт под алтарем — в знак признания его достижений.
Главной святыней храма считается образ Девы Марии Гваделупской. Это — наиболее почитаемая святыня Латинской Америки, она всегда изображается смуглой. Согласно преданию, Богородица в декабре 1531 года четырежды являлась мексиканскому крестьянину Хуану Диего Куаухтлатоатцин. Сначала Хуан увидел Деву Марию на вершине холма Тепейак (на севере современного Мехико). Она сказала, что хочет построить на этом месте храм и велела Диего сообщить об этом епископу Мехико. Крестьянин отправился к епископу, но тот попросил прийти ещё раз попозже, после того, как обдумает рассказ. Возвращаясь домой, Диего вновь увидел на холме Мадонну. Она велела крестьянину на следующий день вновь отправиться к епископу. Но тот попросил Диего передать Богородице, что ему нужен какой-либо знак свыше. Та согласилась, и когда на следующий день Диего поднялся на холм, он увидел, что вершина, несмотря на зимнее время, была заполнена цветущими розами. Он срезал несколько из них, и завернул их в плащ. На приёме у епископа Диего молча снял плащ и вывалил под ноги епископа розы. Все присутствующие упали на колени, поскольку увидели на плаще изображение Богородицы. На холме был построен храм в честь Богородицы Гваделупской, куда стали стекаться миллионы паломников со всей Америки. И только после всех этих событий язычники-ацтеки стали массово креститься, причём самостоятельно, без необходимости прибегать к помощи миссионеров.
Так что Собор Святого Патрика — истинный Нью-Йорский собор, который собрал святых со всего мира.
В 2012 -2016 годах году собор был полностью отреставрирован. Четыре года и снаружи и внутри собора стояли леса. Стоила эта реставрация 200 миллионов долларов, зато теперь он выглядит как новенький. Загляните — не пожалеете. Каждый год собор святого Патрика посещают больше пяти миллионов человек.