Легендарная группа “ Мираж” уже более 30 лет на сцене. Ее творческий путь по-прежнему сопровождается множеством мифов и домыслов—в каком-то смысле так, как и велит само название коллектива “Мираж”. Накануне концерта в театре “Мастер”, который состоится 12 марта в Нью-Йорке, главный редактор журнала “Афиша” Юлия Райдлер встретилась с Алексеем Горбашевым, который стоял у истоков рождения группы.
Алексей, расскажите историю создания группы.
В 1987 году Андрей Литягин записал на домашней студии первый альбом группы “Звёзды нас ждут». А через пару месяцев песни из этого альбома зазвучали буквально из каждой сковородки. Группа давала в то время по 30–40 концертов в месяц, и публика требовала продолжения. Продвижением проекта в то время занимался мой знакомый Андрей Лукинов. Он был крупнейшим в стране распространителем аудиозаписей на катушках и кассетах. Катушечный бизнес был настолько успешным, что Лукинов и его партнеры в 1988-м году купили студийное оборудование для того, чтобы представлять его музыкантам для записи новых песен. Я был первым, к кому Андрей Лукинов обратился. Он предложил мне записать свой сольный альбом и одновременно принять участие в создании нового, второго по счёту альбома группы “Мираж”.
Солисткой в то время была Наташа Ветлицкая. Именно с её голосом были записаны первые версии песен альбома. На Ютюбе есть клип, снятый в 1988 году. Там Ветлицкая исполняет попурри из нескольких песен. В ролике звучит именно её голос. Это к вопросу о том, что якобы все солистки в “Мираже” пели под одну и ту же фонограмму. Количество концертов тогда зашкаливало. В некоторых городах мы давали по 5–6 концертов в день. Наташа выдержала всего 5 месяцев. После ухода Ветлицкой в группе работали Ирина Салтыкова и Татьяна Овсиенко. А параллельно с нами ездили по стране ещё несколько двойников. Слухи о коллективе били все рекорды. Но это лишь ещё больше подогревало интерес к группе. Однако, всё это не могло продолжаться до бесконечности. В определённый момент стало понятно, что надо что-то менять кардинально. И тогда было принято решение, что следующая солистка должна обязательно петь живьём. В новогоднюю ночь 1991 года в Огоньке на Первом канале композитор группы Андрей Литягин представил стране новую солистку Екатерину Болдышеву. С её приходом группа «Мираж»стала живым коллективом. В 90-е годы в стране случился кризис, и мы с Екатериной большей частью гастролировали по Европе. Количество концертов тогда, кстати, тоже зашкаливало — в одном изновогодних туров в начале 2000-х только за декабрь мы дали в Германии 48 концертов. Но пока мы несли культуру в массы жителям Европы, жизнь в России продолжалась. Как известно, свято место пусто не бывает — в конце 90-х предприимчивый директор группы набрал молодых девочек, которых несколько лет катал по стране под названием “Мираж-Джуниор”. Летом прошлого года Андрей Литягин предложил нам вновь вернуться в проект. Свое сотрудничество с другими участниками группы по ряду соображений он прекратил. Таким образом, группа “Мираж” сейчас представляет собой классический живой состав 90-х годов, каким он всегда и был с участием ЕкатериныБолдышевой.
Кому сегодня принадлежит бренд“Мираж”?
Бренд принадлежит Андрею Литягину. Осень прошлого года он принял решение, что только Екатерина и я могут выходить на сцену под этим названием, и передал его в управление компании Издательство ДЖЕМ, с которым мы сотрудничаем с 1994 года.
Сколько было всего солисток за всю историю группы? Кто сейчас является главной солисткой?
За 30 лет в группе сменилось 8 солисток. На сегодняшний день, как и в 90-е годы, группу представляет Екатерина Болдышева, голос которой хорошо знаком поклонниками группы. За свою приверженность «живой» работе и популяризацию отечественной культуры за рубежом Екатерина была удостоена звания «Профессионал России». И если многие наши коллеги летают на гастроли с маленьким рюкзачком с тапочками и зубной щёткой, то мы возим с собой 2 огромных чемодана со звуковой техникой — личными микрофонами, системой персонального беспроводного мониторинга, цифровым пультом и прочими «чудесами», которые необходимы для качественного «живого» исполнения, которым, надеюсь, мы порадуем и зрителей в Нью-Йорке.
Долгое время все обсуждали скандал, связанный с подменой солисток в вашей группе. Пела Маргарита Суханкина, а на сцену выходили другие исполнительницы. Как этот моментотразился на популярности и репутации группы?
Сама тема того, что все солистки пели чужими голосами, сильно раздута. Я уже говорил, что это чёрный пиар, которым некоторые из наших бывших коллег пытались заработать себе очки. Не поленитесь, посмотрите попурри с Ветлицкой и концерт «Мираж» — 18 лет в Олимпийском. А уж про Екатерину можно сказать абсолютно точно, что за неё никто никогда не пел. В интернете есть куча съёмок того времени, в том числе и живых выступлений. В них звучит голос Екатерины. Если кто и занимался подменой, так это наше отечественное телевидение. В то время случалось так, что телевизионщики, которые не умели записывать качественно живые концерты, подкладывали под изображение студийную фонограмму. Но это уже на их совести…
Как вы счтитаете, почему группа «Мираж» стала так популярна в свое время? Кто-то просчитывал успех этого проекта или все произошло спонтанно?
Успех и выхлоп от песен никто в то время не просчитывал. Когда мы работали над материалом, мы не думали о званиях и гонорарах, и никто не предполагал, что наши песни станут частью культуры нашей страны. Само время было такое, когда всё было легко и просто — когда не было кредитов, ипотек и санкций, а бензин стоил 75 копеек за 10 литров. Мы сами были молоды и наивны. Всё это и запечатлелось в наших песнях.
У вас огромный опыт работы в шоу-бизнесе. Скажите, как за эти годы он трансформировался? Какие были периоды?
Я начал работать на профессиональной сцене в 1986-м в составе группы “Альфа” с Сергеем Сарычевым, которому я очень благодарен за бесценный профессиональный опыт. Если говорить о нашем шоу-бизнесе, то это полный беспредел в духе 90-х. Это касается всего: системы сбора и распределения авторских вознаграждений, концертной деятельности и эфирной политики — генеральный директор Российского авторского общества сидит в тюрьме, большая часть концертной деятельности — это чёрный нал, а то, что творится в эфирах каналов, лежит за гранью приличия и здравого смысла. В этом году зрители буквально взбунтовались против надоевших за несколько десятилетий одних и тех же лиц, которые всю новогоднюю ночь смотрели на них с экранов телевизоров по всем центральным каналам. В интернете гуляет несколько петиций с требованием отставки руководства телеканалов. Это очень красноречиво говорит о том, что такое наш отечественный шоу-бизнес.
Как вы считаете, группа «Мираж» обрела второе дыхание? Группа исполняет новые песни или достаточно старых, полюбившихся хитов?
Когда мы осенью прошлого года вернулись в проект, мы сказали сразу, что не собираемся до скончания века паразитировать на старом материале. Первым делом мы записали новую песню “Падал белый снег” и сняли на неё клип. А совсем недавно вышел наш новый сборник “The Best Of Greatest Hit Live”, в котором помимо старых хитов тоже есть новинки. Но наше желание создавать новый материал совсем не значит, что мы разлюбили и разучились исполнять наши классические хиты и, конечно, мы с удовольствием исполним их на концерте в Нью-Йорке.
У вас есть ностальгия по ушедшему времени?
Если говорить о нашем отношении к тому времни, то это точно не ностальгия по начёсам и “варёнкам”. Если и есть ностальгия, то, скорей, по хорошей музыке, которая тогда была в изобилии, а сейчас, увы, в большом дефиците.
Что хотели бы пожелать зрителям, которые придут на концерт?
Поностальгировать от души и зарядиться позитивом!
Интервью провела Юлия Райдлер