При помощи таких людей, как Вашингтон Ирвинг, Клемент Кларк Мур и Томас Наст, Святой Никола стал самым веселым человеком в Манхэттене.
Революционный Санта
В 18 веке в Нью-Йорке Санта неожиданно стал революционером. В то время Клаусом заинтересовался Джон Пинтард, основатель Нью-Йоркского исторического общества. Пинтард был патриотом, который участвовал в революции и дружил с Джорджем Вашингтоном. Ему была интересна нью-йоркская история Нидерландов как предмет анти-британских настроений: поскольку святой Николай почитался в Нидерландах как покровитель детей, Пинтард считал его достойным анти-британским символом.
Пинтард лоббировал официальное объявление Дня Святого Николая праздником. Это было логично, поскольку Николай был покровителем Нью-Йорка. В начале 1800-х годов в Нью-Йоркском историческом обществе стали отмечать День Святого Николая В 1810 году видные ньюйоркцы собрались 6 декабря, в день святого, чтобы выпить за Санта-Клауса. Многие нью-йоркцы, включая писателя Вашингтона Ирвинга, оказались втянутыми в народные гуляния в честь Святого Николая.
Клаус и Кникербокер
Ирвинг написал легенду о святом Николае в Нью-Йорке, а также легенду о Кникербокерах. Кникербокер определяется как «потомок ранних голландских поселенцев в Нью-Йорке; в широком смысле: уроженец или житель города или штата Нью-Йорк — используется как псевдоним». Но это придумали вовсе не голландцы Нью-Амстердама, которые с гордостью называли себя и свое потомство «настоящими хулиганами», это придумал Вашингтон Ирвинг.
В 1809 году Ирвинг написал «Историю Кникербокера в Нью-Йорке» под псевдонимом Дидрих Кникербокер. Книга из двух томов — причудливая сатира голландского периода, а Святой Николай занимает центральное место в повествовании.
В Истории Кникербокера Санта находит свой путь в Новый Амстердам. Согласно книге, облик Святого Николая украшал первый корабль, который доставил голландцев в Манхэттен, и святой следил за плаванием. Он был «снабжен низкой широкополой шляпой, огромной парой фламандских сапог и длинной трубкой».
Некоторые из характеристик, которые мы видим в Санта-Клаусе, присутствуют в книге Кникербокера «Святой Ник». Например, в книге описывается сон, где он «едет по верхушкам деревьев в той же самой повозке, в которой он приносит свои ежегодные подарки детям». В этом сне он ведет голландцев в Боулинг-Грин, чтобы построить их форт и город.
Санта и подарки
Чтобы поблагодарить его за бесценный вклад в развитие недвижимости, пишет Кникербокер, жители Нового Амстердама «организовывают благочестивую церемонию, которую до сих пор неукоснительно соблюдают во всех наших древних семьях, — повесить чулок в дымоходе в канун Дня Святого Николая; такой чулок вы всегда найдете утром чудесным образом наполненным».
Кникербокер рассказывает, что жители Нового Амстердама «построили в форте прекрасную и красивую часовню, которую они посвятили [Святому Николаю]; после чего он сразу же взял город Новый Амстердам под своеобразное покровительство».
Прототипом Санты стал толстый сосед
“Он был пухлым и веселым старым эльфом…”
В 1822 году, когда Клемент Кларк Мур, наследник одной из самых прославленных нью-йоркских семей, написал «Ночь перед Рождеством» («Посещение святого Николая»), он стал первым, кто описал современного Санта-Клауса: «Он был пухлым и веселым старым эльфом».
Семья Кларков владела землей с 19 по 24 улицы и с 8 по 10 авеню, где они построили поместье под названием Челси. Бенджамин Мур, отец Климента, принимал участие в церемонии инаугурации Джорджа Вашингтона, читал последние слова Александра Гамильтона и в разное время на протяжении своей жизни служил настоятелем Церкви Святой троицы, епископом Нью-Йорка и президентом Колумбийского университета.
Клемент Кларк Мур был профессором. Первоначально он написал «Ночь перед Рождеством», чтобы развлечь своих шестерых детей, основывая свою версию Санта-Клауса на толстом голландском соседе. «Ночь перед Рождеством» назвали «величайшим произведением жанровой живописи на английском языке», потому что оно стало стандартом для определения Санта-Клауса таким, каким мы его знаем. В произведении впервые отмечается, что Санта ездит на санях (вместо повозки, как в «Истории Кникербокера») и у него«круглый живот… как миска с желе». Мур также был первым, кто установил число оленей Санты (восемь) и назвал их.
Дом Санты, фабрика игрушек и эльфы
Первое изображения Клауса Томасом Настом
В то время как Мур был первым, кто описал современного Санту, карикатурист Томас Наст первым изобразил его как веселого человека, которого мы знаем. За своим рабочим столом в «Harper’s Weekly» на площади Франклина в Нижнем Манхэттене Наст создал образ, ставший теперь культовым изображением Клауса в красном костюме.
В первой половине 19-го века Санта появился во всех формах и размерах, так как множество художников пытались воплотить его в жизнь. Родившийся в Германии Наст основал свой образ Санты на описаниях Мура и своих собственных знаниях немецкого фольклора. Наст подарил Санте белую бороду, черные сапоги и красный костюм — и именно он первым спроектировал дом Санты на Северном полюсе и наполнил его фабрику игрушек эльфами.