Дух Нью-Йорка начал формироваться в 17 веке с первых поселений голландцев. Тогда же через океан начали переезжать Шотландцы и Англичане, которые строили для себя и для других переселенцев. Переезжали, в основном, люди, образованные, которые не смогли себя реализовать на своей Родине или искали чего-то лучшего. Так Ричард Апджон и Гриффит Томас, заработали свое наследие, построив некоторые из самых красивых достопримечательностей города — Троицкую церковь и Асторскую библиотеку (ныне Общественный театр).
Некоторые опытные архитекторы из неангликанских стран, такие как австриец Леопольд Эйдлиц и немец Детлеф Лиенау, также получили крупные дивиденды от строительства Бруклинской музыкальной академии и здания лофта DeLancey Kane Estate в 676 Broadway в Noho. Однако, иммигранты не всегда получали проекты престижных институциональных зданий, такие строили жилые помещения. В некоторых многоквартирных домах, построенных в 19 веке, до сих пор живут нью-йоркцы. Имена этих архитекторов, как правило, малоизвестны.
К началу 20-го века нескольким архитекторам-иммигрантам удалось не только прорваться, но и стать одними из крупнейших игроков в жилой застройке Манхэттена. Одним из таких высокопоставленных людей был сицилиец Гаэтан Аджелло, который иммигрировал в Нью-Йорк в 1902 году. Буквально через восемь лет он сделал себе имя, спроектировав четыре здания для застройщика Бернарда Кристалла в верхнем Манхэттене. Все четыре — 452 Riverside Drive, 25 Claremont Avenue и Eton and Rugby Hall на 29-35 Claremont Avenue — были выполнены в стиле, близком к раннему итальянскому ренессансу, с арочными окнами, декоративными лепными украшениями, известняковыми и терракотовыми фасадами. Этот «квартет» создал прекрасную репутацию архитектору на рынке жилой недвижимости. В свое время он заключил сделки с земляками — семьей Патерно, которая была очень влиятельной в сфере строительства в Нью-Йорке в то время. Подобно Аджелло, Патерно эмигрировали из Италии — точнее, из Неаполя. Хотя патриарх Джон умер в 1899 году, его сыновья Иосиф, Чарльз, Майкл и Энтони были ответственны за строительство огромного количества квартир в верхнем West Side и в Morningside Heights, с конца 19-го века до середины 1940-х годов.
В итоге Аджелло спроектировал десятки многоквартирных домов в Верхнем West Side для Патерноса и Энтони Кампаньи, другого влиятельного итальянского застройщика. Работы Аджелло – это 575 West End Avenue, 905 West End Avenue, Luxor на 600-й West 115th Street и Rexor, около 115-го и Broadway — были вдохновлены ранним итальянским ренессансом. Поэтому в этих зданиях использовано много мрамора и терракота, есть парадные лестницы и другие элементы дизайна, присущие Италии.
Еще один знаменитый итальянец — Розарио Кандела. Его довоенные жилые дома в верхнем East и West Side до сих пор являются одними из самых желанных в городе. В Нью-Йорк архитектор переехал в 1909 году, когда ему было 19 лет, чтобы изучать архитектуру в Колумбийском университете. Тогда уже известный Аджелло нанял его в качестве рисовальщика. А после окончания университета к 1920-м годам Кандела начал заниматься своими собственными крупными проектами. Большинство из них были роскошными многоквартирными домами, которые заменили роскошные особняки для сверхбогатых людей Манхэттена. Первый проект Candela – это дом на 960 Fifth Avenue, расположенный всего в нескольких кварталах от Музея искусств Метрополитен. Он был для того времени настолько экстравагантным, что в 1927 году газета New York Times описала его как «буквально… 12 особняков, построенных один над другим».
Его ранние работы – это 834 и 990 Fifth Avenue, славились роскошными и невероятно просторными этажами с огромными жилыми зонами, винтовыми лестницами, окнами от пола до потолка и такими привилегиями, как камины и естественное освещение. Действительно, резиденции, которые он создал, больше похожи на особняки, чем на жилые дома в многоквартирных домах. В 1929 году он начал заниматься украшением экстерьеров резиденций, создавая роскошь в 1220 Park Avenue, 133 East 80th Street, а также в 770 и 778 Park Avenue. Параллельно, он продолжал проектировать жилые дома на Манхэттене, в том числе 2 Beekman Place, 56 Seventh Avenue и 1 East 66th Street, до 1940-х годов. До сих пор на его квартиры – большой спрос и очень высокая цена.
Примерно в то же время, когда Кандела превращал Верхний East Side в рай, наполненный роскошными квартирами, Эмери Рот делал то же самое в верхнем West. Рот родился в еврейской семье в Австро-Венгрии в 1877 году и эмигрировал в Соединенные Штаты, когда ему было 13 лет, всего несколько лет спустя он устроился чертежником в чикагской архитектурной фирме. Работа подростка Рота настолько впечатлила архитектора Ричарда Морриса Ханта, что он пригласил его в Нью-Йорк, где Рот работал на Ханта и дизайнера Огдена Кодмана-младшего. Однако, уже через некоторое время Рот основал свою собственную фирму. Он «взлетел» в 1920-х и 1930-х годах, отчасти благодаря его работе над башней Ritz на 465 Park Avenue в 1925 году, тогда самым высоким жилым зданием города. Он заработал репутацию за проектирование изящного декора, а также тщательно продуманными планировками квартир. Его особенно отмечали за то, что он заменил узкие коридоры, ведущие к комнатам, на просторные фойе, тем самым увеличивая пространство квартиры и делая их ярче и уютнее.
Главными хитами Рота считаются Beresford (где жили богатые евреи и чья религия не позволяла посещать другие эксклюзивные здания), Eldorado и San Remo, которые расположены на западе Центрального парка. Эти три проекта сделали архитектора популярным, хотя были проблемы с продажей недвижимости в разгар Великой депрессии. Он также спроектировал отель St. George в Бруклинских высотах и 35 Prospect West в Prospect Heights, отель St. Moritz на юге Центрального парка; 888 Grand Concourse в Бронксе; и отель Warwick на West 54th Street.
Со временем Рот привлек в бизнес своих детей, основав фирму Emery Roth & Sons в 1938 году. И даже когда он умер, его семья продолжала работать в сфере недвижимости до 1996 года, проектируя и сотрудничая с другими архитекторами. Совместно они создали множество зданий, в том числе 55 Water Street, отель Palace и 7 Всемирный торговый центр.
Пока Айелло, Кандела и Рот создавали роскошные резиденции, другие архитекторы-иммигранты творили городской пейзаж в других частях города. Еврейские и итальянские иммигранты, такие как Исраэль Краусман и Борис Дорфман, которые были современниками вышеупомянутых архитекторов, проектировали четырех- и шестиэтажные жилые дома в Бронксе, Бруклине и Квинсе.
Был также ряд архитекторов первого поколения, которые работали в сообществах иммигрантов, где они выросли. Например, Пой Гам Ли, родившийся в 1900 году от родителей-иммигрантов в китайском квартале. Ли изучал архитектуру в Институте Пратта, Массачусетском технологическом институте и Колумбийском университете, а затем ненадолго переехал в Шанхай; по возвращении он, вдохновленный родиной, спроектировал здания в стиле ар-деко по соседству с такими достопримечательностями, как Ассоциация торговцев «On Leong Tong» на Mott и Canal Streets, а также ныне уже снесенный Pagoda Theatre.
Сейчас, конечно, мы живем в более интернациональном мире, и архитекторы со всего мира приезжают в Нью-Йорк, чтобы спроектировать новые коммерческие и жилые проекты. На самом деле, многие амбициозные проекты в Нью-Йорке принадлежат архитекторам из-за рубежа. Датский архитектор Бьярке Ингельс приложил руку в проектировании «courtscraper» на 57th Street и на 65-этажном «спиральном» небоскребе в Хадсон-Ярдс. Архитектор Даниэль Либескинд, эмигрировавший в Нью-Йорк из Польши со своей семьей еще подростком, отвечал за первоначальный генеральный план Всемирного торгового центра. Родившийся в Бейруте архитектор Амале Андраос является соучредителем нью-йоркской фирмы WORKac, которая осуществила ряд важных проектов, связанных с инфраструктурой, в городе, таких как Kew Gardens Hill Library в Квинсе и проект Edible Schoolyard в Дамбо.
И, хотя, многое с годами меняется, Нью-Йорк и в дальнейшем будет привлекать людей искусства, а в его архитектуре всегда будет прослеживаться история иммигрантов.