Два образа Николая Эрдмана

Afisha
Writer
В рамках месяца русско-американской истории пройдет лекция Ирины Волкович, посвященная жизни и творчеству советского драматурга, поэта и киносценариста Николая Эрдмана. Афиша освещает подробности встречи и рассказывает, почему её пропускать нельзя.

Месяц русско-американской истории в Нью-Йорке — это мультиформатное явление, в рамках которого проходят не только выставки и концерты. 28 апреля в великой Нью-Йоркской публичной библиотеки пройдет лекция, посвященная жизни и творчеству советского деятеля культуры, кино-сценариста и драматурга — Николая Эрдмана. 

Творчество Николая Эрдмана и его наследие сегодня нельзя назвать громким и очень популярным. Человек с непростой судьбой, как в личной жизни так и в творческой среде, на пути которого было множество испытаний и критики часто бывает забыт.

Пьесы Николая Эрдмана, как правило, ставились на сцене театра имени Всеволода Мейерхольда. Первая пьеса советского драматурга, лауреата Сталинской премии II степени под названиями «Мандат» моментально принесла известность и популярность молодому драматургу, после чего «Мандат» посетил и другие сцены Москвы, а потом и Берлин.

Судьба следующего творения автора под названием «Самоубийца» была совсем другой. Премьера должна была состояться так же в театре имени Всеволода Мейерхольда и текст получил отличные отзывы критиков и творческой интеллигенции того времени, но он так и не был выпущен, потому что разрешение на постановку у авторов добыть так и не удалось. Несколько лет Мейерхольд и Эрдман старались и посещали множество кабинетов, но эти старания так и не были оправданы.

В 1927 году Эрдман познакомился с молодым и очень амбициозным режиссером Григорием Александровым, который горел идеей перенести на советский экран американский музыкальный фильм. Вместе они написали сценарий к одному из лучших фильмов начала XX века — «Веселые ребята». Именно в тот период Эрдмана ожидал жестокий поворот судьбы. Жестокие и очень остроумные сатирические стихи и очерки автора попали в руки соответствующих органов. Его бурный роман с Ангелиной Степановой, которая на тот момент была замужем и чья карьера в МХТ шла в гору не давал драматургу покоя, однако смягчить приговор не удалось.

Жизнь в ссылке оставила отпечаток на личности и характере драматурга, хотя связь с Ангелиной не прерывалась, именно благодаря её просьбам его позже перевели в город Томск. За все это трудное время Эрдману не удалось создать новых пьес, слишком ошарашен тяготами такой жизни он был.

После своего возвращения из ссылки и запрета пьесы «Мандат» несмотря на её успех, Эрдман решил больше не связываться с театром и сконцентрировать свою творческую энергию исключительно на кино. Вновь объединившись с Григорием Александровым, Эрдман работал над сценарием фильма «Волга Волга». Благодаря коммерческому успеху предыдущих картин Александрова и самому жанру легкой музыкальной комедии, в котором они привыкли работать — Эрдман наконец смог доказать себе и миру, что он способен создавать прекрасные истории, душевные, такие, что попадают прямо в сердце к зрителю. Именно за работу над сценарием «Волгла Волгла» автор удостоился Сталинской премии.

Но действительно, работа в кино, с такими легкими жанрами и мегапопулярными звездами как Любовь Орлова — это ли было главное желание и потребность автора? Возможно, если бы политический контекст эпохи был иным, сегодня помимо «Самоубийцы» и «Мандата» в истории осталось бы огромное количество других не менее прекрасных пьес.

Тяжелый жизненный путь, полный творческих поисков и лишений, тяжелой истории любви и ограничений со всех сторон — вот какой в итоге стала жизнь молодого и очень талантливого Николая Эрдмана.

Уникальные подробности жизни, его художественного и театрального почерка будут раскрыты в рамках прекрасной лекции в не менее прекрасном месте — Нью-Йоркской публичной библиотеке. Если история и теория театра Вам не безразлична, если Вы любите изучать удивительные судьбы людей, живших на рубеже веков — то это событие для Вас.

Читайте Афишу — будьте в эпицентре событий!

 

This may interest you

Вам также может быть интересно

Комментарии

Добавить комментарий
Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *
Ошибка
успех