Лондон. 1824 год.
Невысокий 12-летний мальчик с огромной копной каштановых волос и мертвенно бледным лицом стоял за стойкой на фабрике по производству гуталина. Изо дня в день он приходил сюда, чтобы заработать немного денег и тем самым помочь своей семье выкарабкаться из долговой ямы. Его отец, некогда состоятельный чиновник, внезапно разорился и теперь пребывал в тюрьме за долги.
Время на фабрике тянулось медленно, казалось мальчику мучительной, безнадежной вечностью и навсегда пробудило в нем решимость выбиться из нищеты. Любимец отца, с ранних лет проявивший незаурядный актерский талант, привык совсем к другой жизни, а теперь был вынужден бросить учебу и лицом к лицу столкнуться с реалиями жизни лондонских трущоб. Мальчика звали Чарльз Диккенс.
Юность писателя
Юные годы будущего писателя были полны унижений и лишений, от природы одаренному и чувствительному мальчику довелось узнать всю изнанку жизни – он не понаслышке был знаком с нищим бытом бедняков, преступников, продажных женщин, служил мальчиком на побегушках у богатых вельмож. Впоследствии, став всемирно известным и уважаемым автором, ему удастся изобразить все пережитое необыкновенно живо и реалистично на страницах своих книг. Однако до конца избавиться от призраков прошлого он не сможет никогда.
Смывая вязкий гуталин с рук, мальчик втайне представлял себя героем, который однажды спасет всех бедняков от нищеты; он мечтал, что наступит тот день, когда он сможет в одиночку уничтожить социальную несправедливость и искоренить проблему неравенства. Спустя несколько лет своим разящим мечом он выберет журналистику. Расширяющаяся политическая жизнь и глубокий интерес к парламентским дебатам повысили интерес английской публики к прессе, количество и тираж газет, потребность в газетных работниках. После разрешения проблем с долгами, обучившись стенографии и восполнив пробелы в образовании благодаря читательскому билету в Британском музее, 17-летний Чарльз начал работать репортером в различных изданиях.
Выполнив на пробу несколько репортёрских заданий, Диккенс сразу удивил своих коллег иронией, живостью изложения, богатством языка. Он решил: литература — вот что теперь станет для него лестницей, по которой он поднимется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и прежде всего во имя угнетенных. Диккенса ждал головокружительный успех в 1836 году с появлением первых глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба», заставивших всю Англию смеяться до колик над каскадом курьезов.
«Приключения Оливера Твиста»
Двумя годами позднее на свет появились «Оливер Твист» и «Николас Никльби». Эти произведения ярко и красочно рисовали неприглядную сторону английского общества и получили широкий общественный резонанс. Впоследствии это привело к смягчению и даже отмене многих жестоких законов по отношению к малоимущим и детям-рабочим. Все последующие годы Диккенс не уставал радовать своих читателей новыми произведениями «Домби и сын», автобиографичный роман «Дэвид Копперфильд», принесший ему общеевропейскую славу и многие другие произведения.
Чарльз Диккенс — «великий юморист»
К среднему возрасту Диккенс, казалось бы, достиг всего, чего хотел. Однако не писательская слава, ни должность главного редактора газеты «Daily News», ни солидные гонорары, позволявшие ему жить на широкую ногу, не принесли ему покоя и счастья. Писатель хотел видеть постепенное преображение общества, в котором он жил, уничтожение социальной несправедливости – все, что он обличал со страниц своих книг. Но изменения вступали в силу слишком медленно, автор страдал от собственной неспособности как-то влиять на ситуацию. Рядовые англичане были без ума от Диккенса, но видели в нем прежде всего «великого юмориста» и не замечали его внутренних протестов, не понимали, что юмор для него служил, в первую очередь, щитом от ранящих реалий жизни.
Измученный противоречиями, великий писатель умер в 1870 году от инсульта, оставив огромное творческое наследие.
Интересные факты:
- Диккенс был очень суеверным человеком: он ко всему прикасался три раза — на удачу, считал пятницу своим счастливым днем, а в день выхода последней части очередного романа непременно уезжал из Лондона.
- Писатель самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. Диккенс однажды рассказал главному редактору журнала «Фортнайтли ревью» Джорджу Генри Льюису о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала отчетливо им слышится, а его персонажи постоянно находятся рядом и общаются с ним.
- Одним из любимейших развлечений Чарльза Диккенса были походы в морг, где он мог проводить целые дни напролет, увлеченный видом неопознанных останков.
- Готовясь к публичным чтениям, Диккенс непременно выпивал две столовые ложки рома и свежих сливок, а также пол-литра шампанского на завтрак. За полчаса до выступления он съедал сырое яйцо, взбитое с хересом.
- В 2009 году на аукционе была продана зубочистка Чарльза Диккенса, сделанная из слоновой кости и золота, за 9000 долларов. Писатель выгравировал свои инициалы и пользовался ей вплоть до самой смерти.