Нью-Йорк может похвастаться более чем 1700 парками, игровыми площадками и местами отдыха, охватывающими свыше 14% земель во всех пяти боро. Эта обширная сеть находится под юрисдикцией Департамента парков Нью-Йорка. Когда-то его создал легендарный Роберт Мозес. Сейчас Департамент находится в знаменитом Арсенале в Центральном парке на 5-й авеню и 64-й улице.
В арсенале также находятся галерея «Арсенал», фонд «Городские парки», фонд «Исторический дом» и Общество охраны дикой природы Нью-Йорка. Этот широкий спектр агентств отражает разнообразие наследия самого здания. С тех пор, как началось строительство Арсенала в 1847 году (завершено в 1851 году), он служил ошеломляющему множеству целей — от полицейского участка до зверинца и бюро погоды. Арсенал успел прожить столько жизней: это одно из двух зданий в Центральном парке, которое предшествует самому парку, основанному в 1857 году.
От хранилища боеприпасов до полицейского участка
Если название «Арсенал» заставляет вас думать о военных маневрах, вы угадали. Арсенал был изначально построен как оружейная палата, «для размещения и защиты государственного герба». Эта цель вдохновила авторов здания на средневековый дизайн, который Комиссия по сохранению достопримечательностей называет стилем «ранняя английская усадебная крепость». Эта крепость на 5-й авеню была построена для замены арсенала, построенного в 1808 году на улицах Franklin и Center, и финансировалась Миллардом Филлмором, который тогда был контролером штата Нью-Йорк, и занимал эту должность до того, как стать президентом США в 1850 году.
Однако Арсенал недолго пробыл хранилищем боеприпасов. Когда городские власти приобрели землю и здание у штата Нью-Йорк в 1857 году за 275 000 долл. США, все оружие и боеприпасы были изъяты, и Арсенал служил штаб-квартирой для административных офисов Центрального парка и для 11-го полицейского участка Манхэттена.
В 1859 году в арсенале решили также разместить… зверинец. Животные прибыли в качестве подарков или займов от известных людей, включая финансиста Августа Белмонта, генерала Уильяма Текумсе Шермана и циркового импресарио Финеаса Барнума, который известен тем, что именно слоны из его цирка в свое время прошли по Бруклинскому мосту, чтобы доказать его прочность. Животные содержались в подвале здания или в наружных клетках. Поскольку держать животных в подвале было опасно (а запах, пронизывающий все здание, оказался не давал покоя другим его постояльцам), в 1871 году внутренние клетки были убраны.
Но это не означало, что Арсенал остался без животных. К 1869 году здание начало превращать зверинец в музей. До того, как в 1877 году в Западном Центральном парке открылся Американский музей Естественной истории (спроектированный архитектором Центрального парка Калвертом Во), музей обрел первый дом в Арсенале. В течение восьми лет экспонаты Музея естественной истории были установлены на втором и третьем этажах «Арсенала», а знаменитый британский палеонтолог Б. Уотерхаус Хокинс реконструировал останки скелета динозавра в специальной студии в Арсенале. При этом на первом этаже находилась художественная галерея.
«Вот бы оно сгорело»
С 1869 по 1918 год на Арсенале свои приборы разместило Муниципальное бюро погоды.
Несмотря на эту безумную активность, многие защитники парков увидели, что здание Арсенала явно менее красивое, чем великолепный парк, в котором оно находилось. Еще в 1859 году Джордж Темплтон Стронг назвал здание «отвратительным» и надеялся, что оно «вскоре будет разрушено, случайно, например — в результате пожара».
К 1870 году здание подверглось реконструкции, а не пожару. В том же году архитектор Джейкоб Рэй Плэйд переделал интерьер здания. Несмотря на реконструкцию, здание начало чахнуть в первые годы 20-го века, и Департамент парков Манхэттена переехал в недавно открытое муниципальное здание в 1914 году, где оставался в течение следующих 10 лет.
После ухода из Арсенала Департамент парков рассмотрел вопрос о сносе здания в 1916 году и переносе 11-го полицейского участка и бюро погоды в другие места в Центральном парке, такие как замок Бельведер.
Однако крепость победила, и в 1924 году была проведена полномасштабная реконструкция Арсенала за 75 000 долларов, чтобы здание снова стало пригодным для штаб-квартиры Департамента Парков.
Десять лет спустя здание было снова отремонтировано, на этот раз под руководством Роберта Мозеса, штаб-квартира которого была объединена в едином общегородском отделе парков в Арсенале. Поскольку Мозес вместе с мэром Ла Гуардия, сумел выбить существенную сумму средств WPA для Нью-Йорка, Комиссар позаботился о том, чтобы некоторые из этих средств были использованы для украшения Арсенала. В 1935 и 1936 годах лобби «Арсенала» было украшено красивыми фресками с изображением лучших городских парков и мест отдыха.
В 1967 году крепкий, долгоживущий Арсенал был признан достопримечательностью Нью-Йорка. С начала 1980-х годов здание восстановило одну из своих первых ролей — и стало выставочным пространством. На протяжении более 30 лет центральная палата третьего этажа «Арсенала» использовалась в качестве галерейного пространства для выставок, посвященных «природной среде, городским проблемам и истории парков». И сейчас в здании Арсенала можно увидеть выставки, посвященные различным темам. И, наконец, историческое здание никто не пытается снести.