Бездорожье деревни Голливуд
Главная мировая кинофабрика всего лишь 100 лет назад была маленькой уютной деревней: устойчивая солнечная погода, тихоокеанское побережье, цитрусовые рощи, луга и пальмы — рай для аграриев. Именно этот пасторальный пейзаж и привлек Дэвида Уорка Гриффита. В 1910 году, ведущий режиссер «Байографа» выбрал эту локацию для съемок короткометражного немого фильма «В старой Калифорнии».
В начале ХХ века центром киноиндустрии был, конечно же, Нью-Йорк. В Лос-Анджелесе Гриффит побывал несколько раз, когда потребовалось снять летние сцены посреди зимы, и увиденное ему очень понравилось. Несколько лет он мечтал снять какое-нибудь кино целиком в Калифорнии и в январе 1910-го «нью-йоркский десант» высадился на западном побережье.
Местом съемки была выбрана деревенька Голливуд, запомнившаяся Гриффиту в его прошлый приезд. С одним из предместий Лос-Анджелеса ее соединяла единственная раскисшая дорога, носившая гордое название бульвар Сансет. Даже как самостоятельный населенный пункт Голливуд определился лишь за месяц до прибытия съемочной группы. Но потрясающая красота местных пейзажей и приветливость местных жителей, с которыми оказалось легко и удобно вести дела, подбили Гриффита разбить свой лагерь именно здесь.
Мексиканские страсти
План поездки был плотным: требовалось за короткое время сделать несколько фильмов. Поэтому Гриффит снял 17-минутную историю любви всего за два дня.
У исторической мелодрамы «В старой Калифорнии» — классический «мыльный» сюжет. Это история о хорошем парне, плохом парне и ветреной красавице. Юная мексиканка Пердита отказывает богатому испанцу Хосе. Девушка по душе деревенский трубадур Педро. Девичьи грезы о счастье ни к чему хорошему не приводят: через 20 лет Педро спился, семья живет в нищете. Тяжело больная Пердита в память о старой любви умоляет Хосе, уже ставшего губернатором, позаботиться о ее сыне. Благородный Хосе пристраивает парнишку к делу, отдав его в солдаты. Но вскоре тот проявляет дурные отцовские наклонности во всей полноте: пьет, беспутничает, обворовывает товарищей. Хосе знает, что Пердита больна. У него не хватает духу разбить ей сердце плохими новостями, поэтому он отвечает в письмах, что ее сын настоящий герой. Пердита умирает, будучи спокойной за своего отпрыска и не подозревая, что тот сидит в тюрьме.
Лента особого успеха у зрителей не имела и критиков не зацепила. Возможно, поэтому статус первого фильма, снятого на территории сегодняшней «фабрики грез», надолго получил «Муж индианки» Сесиля де Милля. Он вышел на экраны на 4 года позже. Надо уточнить, что эта 72-минутная лента, действительно была первым большим фильмом, снятым в Голливуде. К моменту его релиза уже был сломан стереотип о том, что большие сюжеты надо показывать в кинотеатрах по кусочку (в виде еженедельных сериалов), успел начаться бум на полнометражные фильмы — так что, конечно, можно понять, почему лента де Милля запомнилась зрителям лучше, чем короткометражка Гриффита.
Всем на Запад!
Гриффиту настолько понравилась разница между снежным Нью-Йорком и круглогодично солнечной Калифорнией, что он убедил руководство кинокомпании перенести студии из Манхэттена в Голливуд (что и случилось в следующем, 1911 году).
Спустя 4 года, после успеха «Мужа индианки», многие фильммейкеры также решились на переезд в Лос-Анджелес. В итоге уже к концу десятилетия большинство американских киностудий оказалось сосредоточено в Голливуде. Деревня навсегда распрощалась со спокойной жизнью.
Прошло лишь несколько лет, но никто уже не помнил, какой фильм стал первым кирпичом в фундаменте будущей «фабрики грез». Историческая справедливость была восстановлена уже в XXI веке, когда в одном из киноархивов случайно была обнаружена уцелевшая копия «В старой Калифорнии». В мае 2004 года отреставрированный фильм впервые за 94 года показали публике на Beverly Hills Film Festival. Тогда же было установлено, что лента Гриффита является не только первым примером полностью голливудской продукции, но и первым художественным киносюжетом на латиноамериканскую тему.
И на закуску
Кстати, если вы заметили на предыдущем фото, у знаменитой надписи HOLLYWOOD первоначально букв было больше. В 1923 году издатель газеты Los Angeles Times Гарри Чандлер, который был также крупным и весьма успешным риэлтером, стремясь привлечь внимание покупателей к своим земельным участкам, установил на высоте 491 метра огромную рекламную надпись HOLLYWOODLAND. Предполагалось, что акция кратковременная — за полтора года земли продадут и надпись снимут. Поэтому буквы сделали из дерева и металлических листов. Не удивительно, что со временем надпись начала гнить и разрушаться.
В 1949 году было решено удалить последнюю часть слова — «LAND». Однако к тому времени буквы огромного рекламного билборда превратились в городской символ и в 1978 году рушащийся знак был заменен полностью. Новые буквы, каждая из которых имеет 14 м в высоту и от 9 до 12 м в ширину (несколько меньше, чем они были в изначальном варианте), стоят и до сих пор. Они охраняются законом, и никакое их изменение невозможно.