Интересно это было и Лестеру Левину, который просмотрел все проекты и в 2016 году написал о них книгу 9/11 Memorial Visions: Innovative Concepts from the 2003 World Trade Center Site Memorial Competition. Мы предлагаем вам выборку самого интересного из этой подборки.
Мемориальные люки и переездной контейнер
Многие участники конкурса хотели, чтобы мемориал 9/11 вышел за пределы «Ground Zero». Так, например, были предложения сделать памятными все места, где жили жертвы — по тому же принципу, как сделаны более 50 000 маркеров на тротуарах Европы — в память о погибших во время Холокоста («stolpersteines» — «камни преткновения»). Вот два примера мемориалов, которые по задумке должны были выйти за рамки существующих границ, приведенные в книге.
Одна такая расширенная идея принадлежала Мишель Броуди из Нью-Йорка. Она предложила сделать памятные крышки люков в Нижнем Манхэттене, чтобы напомнить людям, что они ходят по тротуарам, которые помнят трагедию. Мишель описала свой проект как «мандалу», своего рода священное пространство для медитации. В описании проекта она представила человека, который «создает свой собственный мемориал», наблюдая за публичным пространством.
Другие участники расширяли границы гораздо дальше. Австрийцы Джоэл Каннивер и Марк Кергер предложили путешествующий мемориал — чтобы людям из 82 стран, чьи граждане стали жертвами трагедии, не надо было ехать в Нью-Йорк, чтобы почтить их память. Они спроектировали своего рода мемориальный контейнер, который можно было бы отправлять грузовым самолетом из страны в страну.
Цитата на входных дверях гласит: «Память, разве это не путешествие во времени?» Они также предполагали, что таким образом будет поддерживаться интерес к событиям 9/11, поскольку каждая остановка контейнера будет провоцировать новые статьи местных изданий, рассказывающие о мемориале и его жертвах.
Голоса, трубы и колокольчики
21-й век становится все более мультисенсорным. Некоторые участники конкурса предложили ряд идей для «мощного» мемориала со звуком. Вот лишь два из соответствующей главы книги.
Wiktor Szostalo, польский скульптор, который работает как в Польше, так и в Соединенных Штатах, объединил в своем дизайне два источника звука: нижний — трубный, и верхний — звук «ветряных» колокольчиков. Вот как он описывал ожидаемую реакцию посетителей: «Когда ветер задувает вниз — трубы издают глубокий, вибрирующий скорбный звук. Когда мы следуем за звуком, поднимающимся вверх, симфония скорби встречается с другим звуком, произведённым несколькими тысячами колокольчиков — это гораздо более легкий звук с подтекстами надежды». «Более легкий звук будет символическим продолжением существования жертв в нашей памяти, таким образом, музыка станет непрерывным диалогом, молитвой, медитацией о смерти и последствиях, гневом, трауром и надеждой, а также нашим собственным местом во всем этом».Другой «звуковой» проект предложила Элисон Корнн, художник из Нью-Йорка. Она много работала с разными технологиями, и предложила вариант, чтобы звук поступал к посетителям через новую «гиперзвуковую» установку, которая сможет направлять его лишь на небольшую область, недоступную для окружающих. Вот как она это описывала: «Это будет «Палата голосов», где можно будет записывать и слышать личные воспоминания о событиях 11 сентября, трагической гибели людей, мужестве тех, кто рисковал жизнью, сострадании близких и дальних, их надеждах на будущее…»
Свет и цвет
Ряд участников в 2003 году считали, что свет и/или цвет должны быть мемориальным фокусом.
Так, изобретатель Гаррет Финни, предложил использовать так называемый коллиматор — «устройство для ограничения луча», резко движущееся и фокусирующее свет. По его задумке, прогуливаясь вокруг места трагедии зрители должны были увидеть следующее: «Каждый день коллиматор собирает солнечные лучи и использует их для проецирования … имен … в разных затененных участках. [Они] будут двигаться в течение дня, отслеживая движение солнца. Имена будут танцевать и плавать по стеклам, кирпичам, камням, бетону, деревьям, траве и людям… Имена будут двигаться, казалось бы, случайным образом, но будут следовать предписанному курсу, как это делают звезды… Уединенный ход каждого имени выражает индивидуальную природу каждой жертвы».У архитектора Дэвида Шатцле была другая идея, как использовать свет. Он предлагал привести в действие устройства камеры-обскура вокруг мемориала для захвата изображений посетителей. Он считал, что память должна охватывать как «тело, так и душу», чтобы «…подтвердить реальность духа и реальность материи» и соотнести ее с другой реальностью. Согласно его планам на месте мемориала должна была быть установлена жидкокристаллическая стена, на которой постоянно бы менялись изображения, а вблизи была бы видна мозаика из лиц жертв.
Движущийся мемориал
Этот мемориал предложил некий Джонатан из Канады. Его целью было связать 9/11 с другими трагическими событиями в истории, прошлом, настоящем и будущем.
«Все жертвы … представлены массивом проводов … соединенных с основанием участка, а с другой стороны — серией стальных колонн. Эти провода также будут прикрепляться к плоскости земли и травы на уровне улицы. Провода будут выражать степень натяжения, деформируя эти колонны в самые разнообразные формы … Между колоннами будут также натянуты легкие ткани, которые будут вздыматься на ветру… и станут метафорическим воплощением душ жертв. Столбы будут отходить от большого стеклянного плана, на котором будут указаны место и даты различных зверств, которые произошли в прошлом веке; провода и завесы будут символически использовать смертельные случаи жертв как средство разоблачения других злодеяний и будут напоминать о бесчисленных неопознанных жертвах прошлых событий в нашем общем глобальном сообществе».
По монитору на каждую жертву
Джон Зисловицки преподает архитектуру в Корнельском университете, а также разрабатывает проектные работы с использованием технологий, особенно видео. Он предложил свой вариант видео-мемориала — поле из телевизионных мониторов. «Телевидение стало средой, благодаря которой миллионы людей во всем мире наблюдали за терактами … в прямом эфире и в бесконечных последующих повторах», — уверял архитектор. Согласно его идее на поле должен был быть монитор для каждой жертвы: «Будет несколько различных форм и размеров мониторов. Розыгрыш определит конкретный монитор для каждой жертвы, поскольку именно рок определил, кто остался в живых, а кто умер».
Другое предложение по использованию видео на мемориале поступило от некого Дэвида из Нью-Йорка. Он предлагал построить на месте трагедии «стену интроспективного отражения»: «Видеокамеры, расположенные прямо напротив стены, будут записывать образы людей и тогда … изображения будут транслироваться на стене. Стена действует как зеркало, за исключением того, что это будет вид сзади людей».
Другую стену он назвал «Стена экстрасоциального сочувствия». Это потребовало расширений границ мемориала по всему миру: «Видеоролики будут показываться на подобных мемориальных местах… затронутых событиями 11 сентября и его последствиями … Видеоизображения людей с других мест будут транслироваться на стене, и наоборот … таким образом будут установлены визуальные связи и взаимодействия ».
Две видеостенки вместе призваны обеспечить мощную мемориальную функцию: «Напряженность между нами и здесь заставляет нас задуматься над нашими отношениями с другими».
Посетители — участники мемориала
Некоторые авторы предлагали посетителям мемориала стать его частью, пропагандируя таким образом пример активной, а не пассивной памяти. Так, к примеру, Джон Кроули, организатор выставок и публичного искусства, предложил проект «Руки, поднимающиеся вверх». Свою идею он объяснил так: «Я посетил Ground Zero и наблюдал за письмами, цветами и подарками, которые люди оставили в честь погибших жертв. Люди пытались протянуть руку павшим…».
По задумке мемориал должен был быть оснащен цифровыми технологиями: «зритель подходит и помещает руку на подиум [на стекло] прямо перед большими экранами. Камера делает снимок руки человека. Затем изображение выделяется цветным фоном и отправляется на экраны. Картина руки посетителя занимает свое место рядом с руками других участников, и вместе все это создает гигантскую мозаику… Параллельно с этим с интервалами времени в прокрутке большого размера по всему экрану появляются имена жертв 9/11».
Подробнее о других проектам мемориала, которым так и не суждено было быть реализованными, вы можете прочитать в книге Лестера Левина 9/11 Memorial Visions: Innovative Concepts from the 2003 World Trade Center Site Memorial Competition.