Когда из уличной сутолоки попадаешь в залы Музея, где полотна, изображающие Гималайские горы и сверкающее небо, излучают какойто особый свет и особую тишину, возникает ощущение, что ты очутился в другом мире, на другой планете…Если Вы хотите почувствовать вселенскую тишину, зайдите обязательно в этот музей. Главный редактор журнала “Афиша” Юлия Райдлер встретилась с хранителем музей Дмитрием Поповым.
Дмитрий, расскажите немного об истории создания музея в Нью-Йорке. Очень часто его путают с институтом, основанным Н.Рерихом в 20х годах прошлого века.
Вторая половина творческой жизни и деятельности Николая Рериха тесно связана с Америкой и в первую очередь с Нью-Йорком. Сюда он прибыл из Лондона в 1920 году. Здесь провел большую часть тех почти четырех лет, что прожил в США. Здесь нашел группу преданных и деятельных последователей и сотрудников, вместе с которыми создал несколько организаций и учреждений культуры, в том числе Институт Объединенных Искусств и Музей Рериха. Последний был основанным Рерихом художественным музеем, где кроме его собственных картин было представлено изобразительное искусство художников США, Латинской Америки и других стран. Все эти учреждения прекратили свое существование в 1935 году на излете Великой Депрессии. Наш же музей создан американскими сподвижниками Николая Рериха и его младшим сыном Святославом в течение нескольких лет после его смерти специально для того, чтобы представлять публике его художественное наследие. Процесс его формирования занял около десяти лет. Музей был официально поставлен на учет в Олбани в 1958 году и получил окончательное свидетельство о регистрации в 1964.
Как собиралась коллекция, и из чего она состоит?
Коллекция Музея собиралась постепенно из всех возможных источников: личных собраний учредителей, а также Святослава Рериха, картин, эскизов и рисунков из старого Музея Рериха, которые удалось спасти…До сих пор поступают картины по завещаниям их владельцев. Иногда удается приобретать необходимые нам произведения. К сожалению нам до сих пор очень не хватает произведений некоторых периодов творчества Николая Рериха, и с прошлого года мы начали целенаправленно приобретать нужные картины, для чего были вынуждены продавать картины тех периодов, которые представлены у нас в достатке. Так мы смогли купить два эскиза к майоликовому фризу в Санкт-Петербурге и большой Аризонский пейзаж с
видом древних индейских руин в Каньоне Де Шей. Но уже сейчас мы решились на коренную реэкспозицию музейных залов на базе той коллекции, которую имеем на настоящий момент. Ее цель дать нашим посетителям возможность познакомиться с художественным творчеством Николая Рериха в его ретроспективе и развитии, почувствовать внутреннюю логику и динамику развития его искусства, сгруппировав его произведения по периодам, жанрам и тематике. Важной частью музейных фондов является богатейший архив (письма, документы, фотографии и пр.), а также личные вещи Рерихов и предметы искусства стран Востока, собранные ими в экспедициях и поездках по Индии, Тибету, Монголии, Китаю.
Чем интересна личность Н.Рериха для настоящего поколения, в особенности для американцев?
Думается, что личность Николая Рериха более всего интересна тем, что этот человек был носителем невероятного числа талантов и соответственно выступил во множестве творческих амплуа, в каждом из которых сделал что то значительное, по меньшей мере весьма достойное. Художник (живописец, график, монументалист, театральный художник, автор книжной графики, иллюстратор), писатель, поэт, эссеист, мыслитель, мистик, археолог, путешественник, преподаватель, организатор учебнохудожественного и культурнопросветительного процесса, общественный деятель, вдохновитель широкого общественного движения все это Николай Рерих. Полагаю, что его творчество неизменно волнует и поражает людей, поскольку оно глубоко затрагивает целый спектр архетипов в чувствах и сознании зрителя и читателя, будит воображение, оставляя полупрозрачный покров загадочности на самых волнующих тайнах бытия. Но главное, что он оставил нам, это идея о том, что главной ценностью любого человеческого общества и всего человечества в целом является его культура, которая во всех своих разнообразных проявлениях сливается в единую мозаику, и которая должна быть всемерно сохраняема для настоящего и будущих поколений. И сегодня мы видим, что идея Пакта Рериха, Пакта Культуры и его Знамени Мира не только нашла выражение в международном праве, но и живет самостоятельной жизнью в общественном сознании, повсеместно проявляясь в самой разнообразной форме. Полагаю, что для американцев личность Рериха действительно представляет особый интерес в силу того, что наряду с Россией и Индией Америка является одной из трех стран, с которыми жизнь и творчество этого замечательного человека связаны фундаментально и неразрывно. А для Нью-Йорка, который является не только американским городом, но и одним из главных культурных центров мира, наличие Музея Николая Рериха конечно же имеет огромное значение.
Какую роль сыграл Николай Рерих в мировом искусстве?
Как ни странно, но не смотря на прижизненную призрачность и чрезвычайную известность и популярность Рериха, ответить на этот вопрос довольно тяжело. Его творчество не вписывается в стройную писаную историю мирового искусства, где каждый творец занимает свою ячейку. Он действительно стоит особняком, как одинокая вершина. Однако можно отметить, что истоки своего художественного творчества Николай Рерих обрел в изучении и практическом освоении старого традиционного искусства всех крупнейших народов планеты, которые его искусство вобрало в себя в виде образов, эстетики, художественных приемов, идей. Сам же он не породил какойлибо художественной школы. Он не приглашает последовать за собой в плане подражания. Его призыв «делай как я» означает бери отправную точку в традиции, но ищи выражения собственного внутреннего мира в своих собственных формах.
Какие интересные мероприятия проходят у вас, концерты, тематические вечера?
Мы традиционно проводим камерные музыкальные концерты по воскресеньям, а также устраиваем поэтические вечера в сотрудничестве с нашими соседями Колумбийским Университетом. В нашем музее проходит вручение ежегодной премии Поэтического Общества Америки. Однако сейчас мы рассматриваем возможности расширения этой социально
важной культурной активности.
Интервью провела Юлия Райдлер