В самом центре Нью-Йорка, между 6ой и 7ой авеню находится самый настоящий уголок безмятежности, спокойствия, философии и медитации. Музей искусств Рубина, находящийся в Нью-Йорке представляет не только самую большую в мире коллекцию Гималайского искусства, но и большой культурный центр, который занимается изучением искусства и культуры Востока. Афиша представляет гид по этому прекрасному месту.
История возникновения
Началом истории этого музея принято считать одно здание. Здание, которое было расположено на углу 17ой улицы и 7ой авеню. Большое шестиэтажное здание в тот момент занимал один из самых популярных нью-йоркских магазинов — Barneys. Здание действительно было необычным. Его изюминкой всегда считалась огромная винтовая лестница, расположенная в центре помещения. Автором этой уникальной находки стал архитектор Андре Пулман, который задумал эту лесткницу «пронизывающей» все этажи насквозь. Именно по ней, в одном из голливудских фильмов, сбегает к своему возлюбленному персонаж Греты Гарбо.
Однако, время шло. В связи со многими причинами, магазин Barneys обанкротился. За этим печальным зрелищем из окна своего офиса наблюдал один необычный человек, владелец компании MultiPlan, Inc., Дональд Рубин. В тому времени Рубин занимался исключительно здравоохранением и бизнесом. Зайдя внутрь и увидев знаменитую лестницу Рубин быстро принял своё решение. Коллекция тибетского и гималайского искусства передавалась из поколения в поколение в семье этого предпринимателя и теперь, наконец, обрела свой постоянный дом.
Революция в музейном деле
После всех формальностей Дональд Рубин купил здание обанкротившегося магазина за 22 млн. долларов и начал ремонт. Перестройку торговых площадей в выставочное пространство, которое составило 2,300 кв.метров, возглавил нью-йоркский архитектор Беер Блиндер Белли. Центром пространства он совершенно справедливо оставил знаменитую винтовую лестницу. Каждый этаж спроектирован как отдельный зал, что позволяет выделить тематические экспозиции и проводить независимые экскурсии по параллельным этажам не пересекаясь. Это прорыв в музейном деле, а с учетом новых компьютерных технологий, размещенных информационных дисплеев и аудио туров, музей представляет собой целый современный научный центр. Спроектировали экспозиционное пространство архитекторы Селия Имрей и Тим Колберт,а также график-дизайнер Милтон Глезер.
Коллекция музея Рубина
Основа коллекции была заложена четой Рубин – Дональдом и его женой Шеллой, в 1974 году покупкой статуэтки Белой Тары. Тара – одна из главных богинь буддизма. К открытию музея коллекция, собранная четой Рубин, насчитывала около одной тысячи предметов. Большинство экспонатов – это, так называемые, «танки» – картины с композицией в виде спирали. Много уникальных работ, выполненных на ткани. Вообще, спектр артефактов в коллекции весьма широк – маски, манускрипты, скульптура, текстиль. Регион, из которого поступили экспонаты – это Тибет, район Гималайских гор, Китай, Индия, Монголия и Бурятия – те места, где население традиционно практикует буддизм. Время создания артефактов – 14 – 19 век.
Но на сегодня коллекция уже насчитывает более двух тысяч экспонатов и чтобы ее показывать, музей ротирует экспозиции, которые длятся от полу года до двух лет. Для этого отведены верхние этажи здания, а на первых двух расположена постоянная выставка, имеющая название «Введение в гималайское искусство». Первый этаж знакомит посетителей с историей, традициями, методами и материалами, которые используются при создании предметов искусства этого региона. И так как речь идет о духовном искусстве, дается объяснение его целей и задач. На втором этаже выставлены сокровища коллекции – в большинстве своем, это ювелирные изделия.
В коллекции музея Рубин имеется 54 картины, на которых поэтапно воспроизведен ритуальный обряд медитации перед статуей Будды Вайрочаны. Это уникальная возможность заглянуть в секреты тибетского буддизма. Все картины были изначально объединены в единый альбом, своего рода, визуальное руководство. Таких альбомов в мире известно только два. Они датированы 18 веком и созданы в Китае.
Семейство Рубин продолжает оставаться у руля уже не просто художественного музея, а современного научного центра по изучению духовного искусства Тибета и Гималаев, а их коллекция регулярно пополняется новыми уникальными экспонатами.