«Вот и все… Больше я ничего не прибавлю, потому что боюсь стать печальной, а значит, злой потому, что не решаюсь признаться тебе в тех сумасшедших мечтах, которые неизбежны, когда любишь и когда любовь огромна, а нежность беспредельна» – пишет героиня рассказа Анри Барбюса своему «маленькому Луи». Роман «Нежность» – короткая история. Всего пять писем, одна большая любовь и двадцать лет разлуки. Героиня прощается с любимым и пишет ему несколько любовных посланий – нежных и пронизанных всей палитрой искренних эмоций и чувств. И только спустя два десятилетия она раскрывает свою тайну. Пять писем. Два десятилетия любви…
Автор романа «Нежность» — Анри Барбюс. Он написал множество произведений, в том числе и на тему России, но настоящую славу и большой успех принес именно этот роман. Вот уже второе столетие “Нежность” вдохновляет режиссеров разных стран. Один из них – выдающийся, ни на кого не похожий, и всегда удивляющий Роман Виктюк.
Споры о его творчестве не утихают: некоторые считают его скандальным, другие называют просто гением, которому подвластно все. Каждая новая постановка мастера становится еще одним тонким и бескомпромиссным исследованием человеческой души.
Спектакль «Нежность» – не исключение. Роман Виктюк обозначил жанр постановки, как «музыка и драма в пяти письмах на основе произведений Шумана, Брамса, Франка». Историей Анри Барбюса он объединил на одной сцене драматический театр и настоящий концерт, где актер и музыкант играют главные роли.
Драматическую линию «Нежности» ведет несравненная Сати Спивакова, супруга скрипача Владимира Спивакова, которая последние полтора десятилетия известна как успешная телеведущая и автор собственных программ – «Сати», «Камертон» и музыкально-образовательного ток-шоу «Нескучная классика», которое завоевало телевизионную премию ТЭФИ.
Однако при всем этом, Сати Спивакова – выпускница ГИТИСа, одаренная актриса. Недавно Сати возвратилась в кино (снялась в фильмах Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» и «Девушка с коробкой»).
«Нежность» Роман Виктюк поставил в 2014 году специально для дуэта Сати Спиваковой и пианистки Басинии Шульман.Опыт оказался удачным, публика полюбила спектакль, а Сати Спивакова после этого участвовала еще в нескольких театральных проектах современных режиссеров.
Басиния Шульман – пианистка-виртуоз и музыкальный продюсер — яркая, необычная, как и ее имя. Выпускница Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, выступала с Юрием Башметом и Вадимом Репиным, с «Виртуозами Москвы» и «Квартетом Бородина». Ее постоянный поиск новых форм и способов поражает: то она создает проект «Москва – Рио – Нью-Йорк» с американским джазовым пианистом Милчо Левиевым, то играет с саксофонистом Алексеем Козловым в программе «Классика, джаз и салон 20-х».
В спектакле Романа Виктюка, Басиния становится полноправным исполнителем, передавая с помощью музыкальных шедевров эпохи романтизма те чувства, о которых молчит героиня. А одно из произведений – фортепианный квинтет Сезара Франка – звучит в исполнении струнного квартета, в составе которого музыканты оркестра “Виртуозы Москвы”. На их выступление приходится эмоциональная кульминация драмы.
Музыка сплетается со словами, заставляет зрителей вслед за героиней испытывать любовный восторг и грусть расставания, боль утраты и отчаяние. Золотые листья, которыми усыпан пол, выглядят символически, как знаки ушедшей мечты и упущенных возможностей.
Читайте также наши интервью с Романом Виктюком и Сати Спиваковой.