Индейцы и пилигримы — правда и ложь
Добрую историю об индейцах и пилигримах знают все американские школьники. Она о том, как первые европейские переселенцы совершенно не могли выжить в новых суровых условиях — и тут к ним на помощь пришли индейцы, которые научили выращивать кукурузу и стрелять индеек. Вот в честь первого нормального урожая, после которого первопроходцы поняли, что зиму они переживут, и был устроен общий индо-европейский пир.
Так ли это было на самом деле? Историки говорят, что мероприятие, которое американцы обычно называют «Первым Благодарением», действительно отмечалось паломниками после их первого урожая в Новом Свете в октябре 1621 года. Многие штаты борются за первенство в проведении этого дня, но историки склоняются к тому, что это было на месте нынешнего городка Плимут в штате Массачусетс — в то время там находилась Плимутская плантация. Рядом с колонистами жило индейское племя Вампанаг. Один из индейцев, Скэнто, выучил английский язык и подружился с переселенцами — научил их ловить угрей и выращивать кукурузу. А вождь племени по имени Массассоит распорядился поделиться урожаем с колонистами в первую зиму, когда провизии, привезенной из Англии, катастрофически не хватало. Это помогло пилигримам выжить в суровую зиму (правда, не всем: из сотни человек, приехавших на корабле Mayflower, в живых осталась половина). В итоге на первом празднике присутствовали 53 паломника и 90 индейцев. Праздник готовили четыре женщины, пережившие первую зиму.
Отмечать или нет?
Отношение к этой истории в США неоднозначное. В первую очередь, из-за того, что происходило между переселенцами и коренным населением Америки впоследствии. Так, сейчас многие настаивают, что день Благодарения стоит сделать «национальным днем траура» — поскольку он символизирует геноцид индейцев и завоевание коренных американцев колонистами. Доходило даже до предложений, вроде того, что выдвинул профессор Роберт Дженсен из Техасского университета в Остине: “Одним из проявлений нравственного прогресса в Соединенных Штатах было бы замещение Дня благодарения и его самолюбивого семейного пиршества Национальным днем искупления, сопровождаемым коллективным голоданием”.
Сами потомки индейцев, а также их церковь (религия пейота) также отрицательно относятся к Дню благодарения. Некоторые в этот день отмечают «День бездействия» — скорбят о смерти своих предков, танцуют народные танцы и молятся. Однако не у всех коренных американцев такое неприятие этого праздника. Так, например, Тим Джаго, основатель организации коренных американских писателей, стремится примирить День благодарения с индейскими традициями. Он сравнивает День благодарения с вопилой — праздником урожая, который отмечали индейцы Великих равнин.
О традициях: что было на столе в первый День Благодарения
Все знают традиционный набор праздничных блюд в День Благодарения: индейка, клюквенный соус, картофельное пюре, кукуруза, сквош, осенние овощи, сладкий картофель, брюссельская капуста и тыквенный пирог. Но было ли все это на том самом, первом, Дне Благодарения?
По мнению исследователей, если попробовать воссоздать стол первого дня Благодарения, там непременно будет оленина. А кукуруза — не в початках, а в виде каши или хлеба. Один из основных источников, сохранившихся с того времени, — письмо колониста Эдварда Уинслоу другу: “Вождь индейцев Массасоит, а также 90 мужчин их племени в течение трех дней пировали с нами и принесли пять оленей — в дар нашему губернатору, капитану и другим». Также в письмах речь идет об индейках и кукурузе.
Исследователи настаивают: так любимая ныне американцами индейка не могла быть главным блюдом стола. Скорей всего это были утки или гуси. Не было, по-видимому, и знаменитого стаффинга — сухариков, которыми сейчас набивают индейку. Возможно, птицы и были набиты, но, почти наверняка, не хлебом — он был слишком ценным продуктом на то время. Паломники, скорее всего, набивали птиц кусками лука и трав.
Помимо диких птиц и оленей, колонисты и индейцы, вероятно, ели угрей, омаров, моллюсков и мидий. Моллюсков они сушили, а рыбу — коптили.
Из злаковых, бобовых и овощей на столе, помимо кукурузы, были каштаны, грецкие орехи, бобы и тыквы. А вот картошки не было. Белый картофель, завезенный из Южной Америки, и сладкий картофель с побережья Карибского моря еще не были известны на территории Северной Америки. Как, скорее всего, не было и клюквенного соуса, о котором стали упоминать намного позже.
Так каким же образом меню на День благодарения превратилось в то, что мы привыкли видеть на столе сегодня? Историки уверяют: эти традиции сложились в середине XIX века. В то время как раз опубликовали письма пилигримов. Ностальгия по колониальным временам пронзила Штаты и к 1850-м годам большинство из них праздновали День благодарения. Тогда редактор популярного женского журнала Godey’s Lady’s Book Сара Джозефа Хейл, считавшаяся настоящим законодателем мод в домашнем хозяйстве, предложила президенту Аврааму Линкольну новый способ объединить страну.
Что может быть лучше, чем общие традиции? Линкольн сделал День благодарения федеральным праздником, а Хейл стала печатать рецепты ко Дню Благодарения в своем журнале. Так и появились новые-старые традиции, которым мы следуем до сих пор.
Чем заняться в праздник
По данным статистики, в День Благодарения американцы едят больше еды, чем в любой другой день года. В этот день съедают около 50 миллионов индеек, при этом тратят на птичек примерно 1 миллиард долларов. Поэтому часто среди советов, как провести День Благодарения, присутствует следующий: после еды — обязательно надо немного поспать, чтобы все хорошо переварилось.
Ну а если спать вам не хочется — можно поиграть в “Игру Благодарности”. По традиции, прежде чем приступить к трапезе, друзья и члены семьи по очереди говорят, за что они благодарны. Если не получается расслабиться —игра поможет. Пусть каждый сидящий за столом говорит, за что он благодарен. Слово передается от одного к другому по алфавиту. Например, первый говорит: «Я благодарен за Ангельское терпение мамы (А)», а следующий: «Я благодарен за Безумно вкусные бабушкины булочки (Б)». Это может получиться весело и, главное, искренне.