Полное название статуи — Атакующий бык. Его создал архитектор Артуро Ди Модика, американец итальянского происхождения. Статуя стоит в самом начале Бродвея, в двух кварталах южнее Нью-Йоркской фондовой биржи, и символизирует агрессивный финансовый оптимизм и процветание. По некоторым оценкам, около тысячи туристов приходит посмотреть на скульптуру каждый день.
Скульптуру Ди Модика решил отлить после краха фондового рынка в 1987 году. Бык должен был олицетворять «силу и мощь американского народа». Автор потратил 360 тысяч долларов на отливку и установку огромной скульптуры. 15 декабря 1989 года Ди Модика привез быка на грузовике в Нижний Манхэттен. Монумент он установил у подножия огромной елки перед Нью-Йоркской фондовой биржей — и заявил, что это — подарок жителям Нью-Йорка на Рождество. Толпы людей пришли полюбоваться на зверя, скульптор же стоял все это время рядом и раздавал листовки с описанием композиции и объяснением причин, побудивших его сделать этот монумент.
Временный бык
В книге «Монументы Манхэттена: Исторический гид» Дианн Дюрант так описывает скульптуру: Бронзовый бык присел и пригнул голову, наклонился в одну сторону, все его мускулы напряжены, хвост изогнут наподобие плети, а длинные острые рога говорят о том, что не стоит связываться с таким опасным животным. Весь его вид излучает энергию и силу.
Бык по задумке автора должен был быть не один. В 1998 году Ди Модик рассказал ‘New York Daily News’, что эта статуя должна была стать первой в серии из пяти быков, установленных в разных городах мира. В 2010 году он установил похожего в Шанхае.
Что же касается манхэттенского быка, поскольку действия скульптора были ничем иным как самоуправством, полиция конфисковала установленную без разрешения властей скульптуру и убрала её с улицы. Но люди вышли в знак протеста и потребовали вернуть зверя. После этого скульптуру поставили снова — но уже на нынешнем месте — в двух кварталах южнее здания биржи. Причем скульптура по-прежнему не принадлежит городу и считается лишь временной достопримечательностью.
Скульптор Ди Модика оказался довольно меркантильным товарищем. Например, он выставил быка на продажу — любой может купить бронзового зверя, только при условии, что статуя останется на прежнем месте. Скульптор постоянно с кем-то судится по поводу быка. Например, в 2006 и 2009 он подал иски к ряду компаний, в том числе Walmart, за то что они использовали изображения быка в сувенирной продукции. И это далеко не единственный его суд.
Девочка против быка
А год назад произошло событие, которое вовсе вывело скульптора из себя. 8 марта 2017 года напротив быка установили еще одну «временную статую» — маленькую бронзовую девочку. Она смотрит на быка с вызовом. Установила ее Бостонская финансовая корпорация State Street. Якобы, чтобы привлечь внимание к проблеме дискриминации женщин в финансовом мире, а на самом деле — с целью саморекламы. Появление девочки вызвало неоднозначную реакцию и среди жителей, и среди скульпторов. В мае прошлого года, например, скульптор Александр Гардега установил возле девочки скульптуру писающей на ее ногу собачки — в знак протеста. «Эта скульптура (девочка — прим. ред.) не имеет никакого отношения к феминизму, и это неуважение к художнику, который сделал быка», — заявил тогда скульптор.
Ди Модика появление юной леди также возмутило до глубины души. Он был недоволен и тем, что его быка использовали для рекламы, и тем, что теперь, напротив хрупкой девочки, зверь стал страшным — а ведь он задумывался совсем не таким. Но скульптор не мог на это повлиять — по тому же принципу, что и с быком, сначала скульптуру поставили на месяц, а потом убрали рекламу с бронзовой таблички и оставили на неопределенный срок. Теперь между городскими властями, скульптором и руководством парка Bowling Green ведутся нешуточные бои — за то, оставлять девочку, оставлять быка, оставлять их обоих, или переместить их обоих с начала Бродвея куда-то в другое место.