Она называла свою поэзию «маленькой музыкой». Музыкой, которая лилась по струнам души, затрагивая самые отдаленные ее закоулки и заставляя сердце щемить в груди. Музыкой, которая стала неотъемлемой частью любимых советским народом фильмов «Ирония судьбы, или с Легким паром», «Жестокий романс» и многих других. 10 апреля поэтессе могло бы исполниться 80 лет.
Белла Ахмадулина ворвалась в русскую литературу на рубеже 1950–1960-х годов, словно теплый весенний ветер в период «оттепели». Вместе с новым поколением поэтов — так называемых «шестидесятников» — Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко и Булатом Окуджавой она сыграла огромную роль в возрождении общественного самосознания. Великая русская литература была жива, пусть и едва дышала, попав под молот советской цензуры. Именно Ахмадулиной в числе немногих выпала честь стать рупором интеллигенции и не дать прерваться цепочке традиций отечественной словесности, заложенных еще Александром Сергеевичем Пушкиным.
Белла Ахмадулина: рождение легенды
Будущая поэтесса родилась 10 апреля 1937 года в Москве в семье, принадлежавшей к советской элите. Ее отец работал крупным таможенным начальником, а мать—переводчицей в КГБ. Писать Белла начала еще в школе — тогда уже ее произведения были опубликованы в журнале «Октябрь». Именно там их впервые увидел ее будущий муж Евгений Евтушенко. Он вспоминал: «В 1955-м году я наткнулся в журнале «Октябрь» на трогательные, по-детски целомудренные строчки:
«Голову уронив на рычаг,
Крепко спит телефонная трубка».
А стоило прочитать рядом: «По-украински март называется «березень» — и, с наслаждением отфыркиваясь, выныривала чуть ли не с лилией в мокрых волосах пара к березню: бережно. Я сладостно вздрогнул: такие рифмы на дороге не валялись. Тут же позвонил в «Октябрь» Жене Винокурову и спросил: «Кто эта Ахмадулина?». Он сказал, что она десятиклассница, ходит к нему в литобъединение при ЗИЛе и собирается поступать в Литинститут. Я немедленно заявился в это литобъединение, где впервые увидел ее и услышал ее самозабвенное чтение стихов. Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна» — в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. Хотя ее пухленькое личико было кругленьким, как сибирская шанежка, она не была похожа ни на одно земное существо. Ее раскосые не то что азиатские, а некие инопланетные глаза глядели как будто не на самих людей, а сквозь них на нечто никому не видимое.»
Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам…». Она не писала на общественно-значимыетемы, но касалась тем лирических, проникновенных, чувственных. Она издавала стихотворение за стихотворением, успевая и сниматься в кино. В 1964 году она снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», где играла практически саму себя в период работы в «Литературной газете». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Вене- ции. А в 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».
Она переводила стихотворения грузинских авторов, участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь», не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова и Владимира Войновича. Ее заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». Она участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре в 1988 году.
Любовь Беллы
Официально замужем Белла Ахмадулина была трижды, и все ее три мужа отзывались о ней с особой теплотой и изящной нежностью. Первый — Евгений Евтушенко — писал: «Мы часто ссорились, но быстро и мирились. Мы любили и друг друга, и стихи друг друга». Второй—писатель Юрий Нагибин—вспоминал:
«Я так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом номере она читала свои стихи нежно-напряженным, ломким голосом и любимое лицо ее горело «.
После развода с ним Белла взяла на воспитание детдомовскую девочку Анну, которой дала фамилию Нагибина и отчество Юрьевна. Затем последовал гражданский брак с сыном балкарского классика Кайсына Кулиева — Эльдаром Кулиевым, подарившим ей в 1973 году дочь Елизавету. Свою судьбу Ахмадулина встретила, когда ей было 37 лет. Тогда она познакомилась с художником и скульптором Борисом Мессерером.
Вместе они прожили более тридцати лет. Именно на его руках она скончалась вечером 29 ноября 2010 года после продолжительной болезни, оставив после себя великое наследие.
Интересные факты:
Произведения Беллы Ахмадулиной, прозвучавшие в классике советского кино:
- «Прощание» (из к/ф «Жестокий романс»)«А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства…»
- «О, мой застенчивый герой» (из к/ф «Служебный роман»)«О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнёра!»
Автор: Наталия Лима
Читать также: Сергей Довлатов: путешествие из Петербурга в Нью-Йорк