Фонд Барнса был основан в 20-х годах прошлого века американским медиком и изобретателем Альбертом Барнсом. На сегодняшний день, фонд хранит одну из самых крупных коллекций французских живописцев 19-20 веков. Расположенный на четырех с половиной акрах благоустроенной территории, Фонд Барнса может похвастаться впечатляющей коллекцией, включающей 181 работу Огюста Ренуара (больше, чем любая другая коллекция), 69 работ Поля Сезанна (больше, чем во всей Франции), новаторское африканское искусство, а также работы Мане, Дега, Сера, Прендерграста, Тициана и Пикассо.
Доктор или коллекционер
Фонд Барнса весьма необычный и очень интересный музей Филадельфии. Особенно интересна история его создания. Альберт Барнс родился в бедной семье мясника. Особых перспектив у мальчика не было, но благодаря старанию и упорству, он получил отличное образование и в 20 лет стал доктором, продолжая при этом изучать медицину.
После окончания Медицинской школы Пенсильванского университета, Барнс отправился в Берлин для изучения медицины и фармакологии в Гейдельберге. Здесь он познакомился с Германом Хиллем, вместе с которым создал препарат Аргирол, который в то время стал чрезвычайно эффективным лекарством для лечения одного весьма распространенного заболевания. Друзья моментально стали миллионерами, настолько успешным было их новое средство. Они основали фармацевтическую компанию «Barnes and Hille», обеспечив себе прирост капитала. После того, как проблема заработка была решена, Альберт Барнс всерьёз заинтересовался искусством. Первыми его картинами стали «Почтальон» Ван Гога и «Женщина с сигаретой» Пикассо, позже к ним добавились полотна импрессионистов. Барнс имел тонкое чутье и всегда прислушивался к собственному вкусу и советам друзей. Кстати, именно Альберт Барнс «открыл» Амедео Модильяни.
В 1922 году Барнс основал свой фонд, целью которого была поддержка образования в области искусства. Коллекция Барнса постоянно расширялась. Увидеть коллекцию мог далеко не каждый. Все желающие попасть в Фонд Барнса и посмотреть коллекцию живописи, должны были подать личное прошение хозяину галереи и получить от него ответ. Стоит заметить, что Барнс часто отказывал в таком прошении, не обращая внимания на статус.
Судьба коллекции
Барнс, как и любой коллекционер, переживал о судьбе коллекции после его смерти. Его волновало, что что кто-то будет развешивать картины по их собственному разумению. Одна эта мысль была просто невыносимой для него. Принцип, по которому Барнс размещал картины, был известен ему одному. Полотна 15-го века могли соседствовать с авангардными произведениями Матисса, иногда картины объединял цвет, иногда геометрические размеры. Почему картины развешены так, а не иначе — и по сей день любимая тема экскурсоводов музея и искусствоведов.
Барнс отнесся к вопросу будущего своего фонда очень серьезно. Он нашёл безупречный, по его мнению, выход. После его смерти фондом должен был управлять специальный комитет, в который входили его жена Лора Барнс, верная помощница Виолетта де Мазиа и несколько других лиц, которым он доверял. После смерти кого-то из членов комитета, его место должен был занять представитель университета Линкольна. Такое решение было весьма необычным, так как Университет Линкольна в то время был «черным» университетом, который готовил миссионеров для Африки. Деятельность фонда регулировал устав, который был продуман до мелочей. В завещании предусматривалась возможность частичного открытия фонда, но только на один-два дня в неделю и строго в образовательных целях.
Фатальное упрямство
Упрямство Альберта Барнса сыграло с ним злую шутку. Рядом с его поместьем был установлен знак «Стоп». Это невероятно злило Барнса и он даже судился, но проиграл в суде. Учитывая характер, Барнс принципиально не останавливался на этом знаке. Когда 24 июля 1951 года Барнс возвращался со своей фермы, он в очередной раз проехал знак без остановки и столкнулся с тяжелым грузовиком. Барнса выбросило из машины и он погиб на месте.
После смерти Барнса фондом практически управляла Виолетта де Мазиа — его верная помощница. Альберт Барнс запретил после его смерти перемещать картины в другие залы или менять их расположение в каждой из комнат галереи. Благодаря этому, сегодня, спустя 70 лет, каждая картина весит ровно в том месте, где ее разместил лично хозяин коллекции.
Нарушение воли Барнса
Через 40 лет после основания музея, и через 10 лет после смерти Альфреда Барнса, в 1961 году открытый доступ без приглашений в Фонд Барнса был частично разрешен. Но лишь 2 раза в неделю и не более чем пятистам посетителей за один раз. Посетители записывались в очередь заранее, как минимум за полмесяца. Так бы наверное и продолжалось до бесконечности, но ограниченный доступ и запрет на публикации привели фонд к фактическому банкротству. Чтобы как-то свести концы с концами, фонду пришлось нарушить правила. Был организован всемирный тур с показом части коллекции в Вашингтоне, Токио, Париже и Торонто. Однако эта мера принесла лишь временное облегчение. После нескольких судебных процессов картины фонда переехали в новое здание в центре Филадельфии. Воля Барнса была нарушена, что вызвало многочисленные протесты.
Новое здание в музейном районе Филадельфии было открыто для публики в мае 2012. Внутри здания музея были воссозданы оригинальные комнаты, все картины были развешены точно так же, как и в старом поместье коллекционера. В первое воскресенье каждого месяца посетителям предоставляется бесплатный вход, а также развлекательные программы для всей семьи, представления, познавательные беседы и практические занятия. Музей открыт c 11 утра до 5 вечера со среды до понедельника. Стоимость билета для взрослых — $25, для молодежи от 13 до 18 лет — $5, для детей до 12 лет — бесплатно. Больше информации на сайте.