10 февраля исполнится 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака (1890-1960).
Когда на свет появляется младенец, родители с умилением смотрят на него, загадывая великолепное будущее для продолжателя рода, надеясь, что ему суждено стать гением и принести в этот мир нечто новое, особенное, великое. Холодной январской ночью, 29 числа 1890-го года в Москве, у художника Леонида Осиповича Пастернака и его жены Розы Кауфман родился сын, которого нарекли Борисом. Позднее этот мальчик оправдал ожидания родителей в полной мере, став личностью незаурядной и выдающейся, создавшей настоящие шедевры в области литературы. Талант художника отца и матери, выдающейся пианистки, слились воедино в сыне.
В 1893 году дом Пастернаков стал одним из культурных центров Москвы. Здесь проводились музыкальные и рисовальные вечера. Борис больше всего на свете любил музыку, в чем немаловажную роль сыграла не только его мать, но и великий Скрябин, который заметил талант мальчика и всячески поощрял его, стараясь разжечь из искорки настоящее пламя, пророча Борису Пастернаку композиторское будущее. Но рядом было столько интересного! В мастерской отца тоже бурлила жизнь. Здесь частенько он мог застать Врубеля и Серова, Васнецова и Коровина. Видеть их работы, слушать разговоры и споры о новых веяниях в искусстве. И это, несомненно, наложило отпечаток в дальнейшем на его собственное творчество. Закончив гимназию в 1908 году, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но, прислушавшись к совету Скрябина, переходит на исторический, который заканчивает по философскому отделению. и теперь уже философ борется в нем с поэтом. Постепенно литература занимает лидирующие позиции в душе молодого человека, становясь основной частью его жизни.
Революция и поэт.
Октябрьская революция изменяет жизнь страны, ввергнув в хаос умы и судьбы человеческие. Теперь невозможно разобрать кто прав, кто виноват и как жить дальше. На тот момент Борису почти двадцать восемь лет, и он тоже встает перед выбором примкнуть ли к революционной толпе, меняющей порядок жизни, или присоединиться к друзьям, спешно покидающим Родину. Несмотря на то, что его родители и сестры уезжают в 1921 году из России и поселяются в Берлине, он принимает решение остаться, не связывая, однако, свое творчество с целями и задачами революции.
Поэт и его женщины.
Брак с художницей Евгенией Лурье дарит ему сына и выводит на новый виток творчества. Приняты к печати его романы в стихах и начата работа над автобиографическими заметками. Кажется, что жизнь течет своим чередом, но вот в его сердце появляется новая любовь – Зинаида Николаевна Нейгауз, и Пастернак решается на второй брак. Вскоре Зинаида родит Пастернаку наследника и останется его женой и другом до конца жизни, хотя роковая встреча мужа с третьей музой, редактором журнала «Новый мир» Ольгой Ивинской, существенно изменит ее жизнь. Зинаиде придется мириться с положением вещей, тем более что Пастернак продолжает оставаться ее законным мужем. Пастернак уже не видит себя без Ольги Ивинской. Начав работу над главным своим произведением «Доктор Живаго», он «списывает» с Ивинской образ Лары. Ее доброта, внутренняя красота, неуловимая таинственность очаровывают его. Он считает ее олицетворением жизнерадостности и самопожертвования. За связь с Пастернаком, «английским шпионом», в 1949-м Ольгу арестуют, требуя признания, что в переводах её любовника прослеживается «политическая неблагонадежность» и клевета на советскую действительность. Будучи беременной, она стойко выносит допросы и пытки, из-за которых потеряет ребенка, но не предаст любимого, не подписав ни одного документа против него. Итог – приговор, жуткая лагерная жизнь. Попытки Пастернака помочь Ольге ни к чему не приведут. Но во время отсутствия Ивинской он заботится о ее детях, и по возвращении Ольги связь их продолжится. Позднее, уже после смерти Пастернака, Ольга вновь будет осуждена, сполна заплатив за свою запретную любовь. Однако она никогда не пожалеет, что встретила этого человека на своем жизненном пути. Зная, что помогала ему творить и жить в период полного осуждения его литературным сообществом и государством. Когда Система усердно пыталась сломить дух гения, не только не публикуя «Доктора Живаго», работа над которым длилась десять долгих лет, но и формируя общественное мнение против автора, правдиво и полно рассказывающего о жизни русской интеллигенции от начала столетия до Великой Отечественной войны, без прикрас показывающего ужас смены ценностей и приоритетов на фоне Октябрьской революции.
После публикации «Доктора Живаго» на Западе, сначала в Италии (1957г.), потом в Великобритании, Пастернак в полной мере ощутит на себе мощь государственной машины, старающейся раздавить и уничтожить автора, осмелившегося «пойти против течения». Пройдет время и роман найдет признание и на Родине… Но время, такое драгоценное время жизни будет упущено, и ему – писателю с большой буквы будет несказанно обидно, что его искренний труд так долго не найдет должного признания в стране, с которой он оставался в войны и лихолетье…
ЗИМНЯЯ НОЧЬ
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.