Незаконченный святой
На картине изображен святой Иероним (347–420 гг. н.э.), один из ключевых богословов раннехристианской церкви. Картина отображает фрагмент двухлетнего периода жизни святого, когда он жил отшельником в пустыне в Сирии. В одной руке святой держит камень, которым он якобы бил в грудь в покаянии.Согласно легенде лев, свернувшийся перед Иеронимом, стал его спутником после того, как Святой извлек шип из лапы животного. Заказанная церковными властями Флоренции, картина так и осталась незавершенной, поскольку художник отбыл в Милан в 1482 году.
Непостоянный художник
Будучи непревзойденным человеком эпохи Возрождения, Леонардо интересовался самыми разными вещами: помимо живописи, он занимался наукой, конструировал оружия для военных и пытался понять механику полета. Предположительно, это отвлекало его от его искусства, потому что он иногда спешил поскорей закончить свои полотна, или просто оставлял картины незаконченными. Каким бы разочаровывающим это ни показалось любителям Леонардо, это было благом для искусствоведов, желающих получить рентгеновский взгляд на методы работы Старого Мастера. Даже незаконченный Святой Иероним показывает Да Винчи в расцвете его способностей, и его непременно стоит увидеть.
Кстати, рассматривая картину, восхититесь также работой реставраторов. Картина дошла до нас в испорченном состоянии. Она была сильно обрезана и затем распилена на две части. Нижняя часть, по мнению ученых, могла служить крышкой ларя. Эти части собрал вместе кардинал Жозеф Феш. По легенде, он нашел нижнюю часть картины в какой-то лавке, где она служила столешницей. Когда кардинала не стало, картину купил Пий IX, заплатив за нее 2500 тыс. франков. Именно он поместил полотно в картинную галерею Ватикана.